Премия АРХИWOOD

Премия
в области деревянного строительства

переход на сайт премии
«Архитектура — это застывшая музыка», Фридрих Шеллинг, немецкий философ.

О проекте

На главную страницу
Пресса о нас

Пресса о нас

 

 

www.peredelka.tv

Дерево начинает и выигрывает

Деревянное строительство в наши дни переживает большой подъем. По крайней мере, именно к такому выводу пришла редакция «Переделки», побывав на вручении премии АРХИWOOD, за которую сражаются лучшие объекты из дерева, созданные за прошедший год.

АРХИWOOD – конкурс молодой: агентство «Правила общения» вместе с компанией Honka проводит его в четвертый раз. Но уже успел полюбиться архитекторам и всем, кто неравнодушен к деревянному зодчеству. Тема эта сама по себе очень приятная и понятная – исконная, самобытная, теплая и человечная.

«Архитектура, которая не царапает небеса», –  изящно выразился на это счет архитектор Алексей Розенберг.

Из 300 заявок, присланных на конкурс со всей России, в шорт-лист вошло 38. Эти проекты можно было увидеть при входе в ЦДХ в павильоне «Периптер», который был построен специально для премии АРХИWOOD еще в прошлом году. «Периптер» так всем понравился, что решено было его оставить для дальнейших выставок. Благополучно пережив зиму, он вновь принял выставку лауреатов.

Изучив номинантов и забив гвозди (таким образом можно было проголосовать – вбить символический  деревянный гвоздь рядом с понравившимся проектом) гости отправились в конференц зал ЦДХ. Ведущие – руководитель проекта АРХИWOOD Юлия Зенкевич и куратор премии Николай Малинин – объявили церемонию открытой.

Подводя итоги «деревянного года», Малинин отметил важную тенденцию. Ко всеобщей радости дерево в последние годы активно проникает в города и занимает все больше места в общественных пространствах: в парках, на бульварах и набережных.

Дерево стало символом всего самого доброго и светлого, что есть в нашей архитектуре. Прорвавшись с загородных фестивалей в наши города, оно объединило собой многих талантливых архитекторов, молодежь и местных жителей.

Премию вручали в пяти номинациях. В каждой называли двух победителей: одного выбирал народ, голосуя на сайте, другого – профессиональное жюри.

АРТ-ОБЪЕКТ

По результатам народного голосования в этой номинации победителем стала парковая скамейка ЛА 5 – работа крымского архитектора Алексея Комова.

 

Для вручения премии от жюри на сцену вышел Алексей Розенберг, светило отечественной архитектуры, который наверняка запомнился нашим зрителям по проекту «Металл и фанера».

Оказалось, что мнения жюри по поводу лучшего арт-объекта разделились, но в результате горячих споров победил именно фаворит Розенберга – «Храм в антах» из сеноблоков. Объект появился на «АрхФерме» в рамках фестиваля «Города -2012». Авторы – архитекторы творческого объединения «Лесосплав». Розенберга восхитила идея сложить из прессованной соломы абсолютно пропорциональный античный храм.

Многие сочли, что храм из соломы – просто шутка. Для меня же это квинтессенция духовного продукта, в высшей степени поэтический, живописный объект.

Алексей Розенберг и авторы

 

Прямо на сцене выяснилась любопытная подробность: куратор премии – Николай Малинин – сомневался, можно ли вообще принимать этот проект к участию в конкурсе, – на том основании, что храм построен из сена, а не из дерева.

Была в числе фаворитов жюри и еще одна работа – монументальная «Арка» архитектора Бориса Бернаскони, появившаяся на фестивале «АрхСтояние». Она явно не вписалась в номинацию, но жюри просто не могло оставить ее незамеченной.

Тору Кашихара, Анна Гусева, Феня Осташева, Борис Бернаскони

 

Этот выдающийся во всех смыслах объект отметили особо. И даже приз Борису Бернаскони вручил особый, приглашенный член жюри – японский архитектор Тору Кашихара, известный у себя на родине экспериментами в области деревянной архитектуры.

ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Хотя в числе номинантов было много сильных работ (променад в «Музеоне», несколько объектов в «Парке Культуры» и т.д.), жюри и зрители-голосующие были единодушны: оба приза достались Вологде.

Там за последнее время произошло событие настолько значительное, что Николай Малинин назвал его революцией. Молодые архитекторы – студенты и выпускники местного технологического университета – безо всякого давления «сверху» объединились в группу «Активация Вологды», сокращенно АВО. Они сами выбрали в городе места, остро нуждающиеся в благоустройстве, сами нашли спонсоров и без всякой поддержки Сергея Капкова построили пять чудесных городских пространств, которые зажили своей жизнью. Только в отличие от Москвы это были не парки, а бульвары и набережные.

Из пяти объектов «Активации» два стали лидерами в номинации «Дизайн городской среды». Народ проголосовал за «Красный пляж» на берегу реки Вологды – новое излюбленное место вологжан.

 

Профессиональное жюри отметило другой проект АВО – «Треугольный сад». Студенты разбили его перед своим ВУЗом. В нем нет растений, зато много удобного пространства для общения.

 

Ребята из Вологды приехали на вручение всей командой. Их двенадцать – и это только инициативная группа. Говорят, в проектах АВО было задействовано масса людей, даже местные жители помогали. А еще активисты поделились своей проблемой.

Деятельность АВО отмечают на всевозможных конкурсах, да и жители очень полюбили новые пространства. Но администрация до сих пор не включила их в городскую собственность, а значит, не планирует выделять никаких средств для их поддержания, в то время как объекты испытывают постоянные нагрузки и требуют регулярного ухода и ремонта.

Эффективное решение предложил Александр Львовский – директор российского представительства компании Honka – организатора и главного спонсора премии. К величайшей радости всех, кто болеет за Вологду, он объявил, что, пока городские власти не примут решения, представительство Honka берет на себя обслуживание проектов «АВО».

 

МАЛЫЙ ОБЪЕКТ

По результатам голосования на сайте победу одержал книжный киоск ЦСК «Гараж» (Form Bureau).

 

Победа киоска обозначила еще одну важную тенденцию, о которой много говорили в тот вечер. Интересные «книжные» объекты появляются в последнее время повсеместно, в том числе и в Москве: книжные домики«Гоголь-Моголь», микродома в парке «Музеон» (некоторые из них задуманы как читальни).

Хотя абсолютным фаворитом в этой категории казался «Парк Горького» (из него в шорт-лист вошло целых восемь номинантов), жюри отдало премию детскому домику на дереве, построенному в поселке Чирасово («Аи-студия»).

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ

Тут уж вся слава досталась ЦПКиО им. Горького. Народ проголосовал за кафе-террасу «Островок» (премию вручал Алексей Мунипов – главный редактор журнала Большой город, приглашенный в экспертную комиссию).

 

А жюри присудило победу выставочному залу ЦСУ «Гараж» (авторы Артем Китаев, Николай Мартынов, Леонид Слонимский, Максим Спиваков, Артем Стаборовский).

 

ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ

Так, слово за слово, подобрались к кульминации. Сколько бы ни говорили, что дерево проникает в города, но вотчина материала – загородные дома. Это и есть главная номинация премии.

А тут – двойная победа! И голосовавшие на сайте, и жюри сошлись в своем решении присудить премию жилому загородному дому в Ярославской области (архитекторы Григорий Дайнов, Александр Качалов, Сергей Фомин, Роман Шатров). За всю команду награду приехал получить Григорий Дайнов, руководитель бюро, и было совершенно очевидно, что победа для него стала полной неожиданностью.

Григорий Дайнов, Александр Купцов, Николай Малин

 

И еще было очевидно, что загородное строительство – больное место российской архитектуры. АрхитекторАлександр Купцов, вручавший Григорию Дайнову премию от имени жюри, произнес по этому поводу пламенную речь, которая очень точно отразила всеобщее настроение и вызвала горячую поддержку зала.

Когда пригороды до сих пор наполняют дома-уроды, особенно приятно видеть среди лауреатов конкурса совсем другие проекты. Хочется пожелать премии долголетия и процветания. А еще – чтобы дома-уроды поскорее ушли из нашей жизни и появилось больше заказчиков, которые могли бы себе позволить строить правильные дома у правильных архитекторов.

Основные призы были розданы, и настало время спонсоров вручать свои специальные награды. Особенно хочется отметить приз от издательства Tatlin, которого удостоился проект «Дачное оригами» Петра Костелова (он вошел в шорт-лист в номинации «Малый объект»). И это уже не первая награда! Была в числе номинантов и еще одна работа «Переделки» – детская комната «Лабиринт и шестнадцать окон» Александра Кудимова и Дарьи Бутахиной.

Николай Малинин отдельно поблагодарил «Дачный ответ», назвав передачу важным поставщиком проектов на конкурс «АРХИWOOD».

Призы закончились, но праздник продолжался. На улице всех собравшихся ждал шатер, накрытые столы, концерт группы «ВИА Татьяна» и море общения в кругу единомышленников. И даже проливной дождь не смог помешать всеобщему веселью.